ФЗ №89 об отходах производства и потребления

Рассматриваемый Федеральный закон появился в 1998 году и стал отправной точкой зарождения и становления экологического права в России.

В нем содержится порядок обращения с отходами производства и потребления для ликвидации негативного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду, использование отходов в хозяйственных целях.

Кратко о самом законе

Изменения в рассматриваемый закон вносились в 2014 году, некоторые — в 2019. Новая редакция предусматривает достижение следующих целей: обеспечение высокой результативности при работе с отходами; увеличение применения вторичного сырья в хозяйственной деятельности, увеличение инвестиций с области переработки вторичного сырья.

Изменения затрагивают как полномочия государственных органов в данной области, так и вопрос тарифов и льгот размещения отходов.

О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?

Закон содержит вопросы накопления, хранения и утилизации мусора, подробно раскрыты все вопросы сбора, перевозки, хранения, переработки мусора. К отходам относятся вещества или предметы, являющиеся результатом производства, услуг или работы, которые должны удаляться в порядке, указанном данным законом. Не считается отходом грунт дна. Деятельность в сфере работы с отходами осуществляется как на федеральном законодательном уровне, так и на уровне субъектов.

К основным направлениям политики работы с отходами являются: стремление к полному использованию исходных сырья и материалов; уменьшение количества отходов и снижение класса их опасности; обработка и утилизация.

Отходы имеют следующие классы опасности:

  1. I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  2. II класс — высокоопасные отходы;
  3. III класс — умеренно опасные отходы;
  4. IV класс — малоопасные отходы;
  5. V класс — практически неопасные отходы.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами.

Приоритетами государства в рассматриваемой сфере считаются: защита человека, видового разнообразия, защита окружающей среды, грамотная утилизация отходов, экономичный подход к утилизации, максимальная переработка отходов, финансовые вопросы данной деятельности, открытость сведений о переработке, международные отношения России в данной области.

Кратко о III главе

В третьей главе закона отражены вопросы требований по обращению с отходами. Законом установлены требования к обращению с отходами. Любые действия с отходами подлежат лицензии. При образовании отходов при строительстве, архитектурных работах, капитальном ремонте физические и юридические лица должны соблюдать требования законодательства об обращении с отходами. При любых строительных работах должны иметь место места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с требованием законодательства. Общие требования к обращению с отходами устанавливает Правительство Российской Федерации. Если здания и сооружения не имеют технологий для обезвреживания и безопасного размещения отходов, то они не могут вводиться в эксплуатацию.

Все физические и юридические лица обязаны: соблюдать законодательство, разрабатывать нормативы по размещению отходов, соблюдать федеральные нормы и правила работы с отходами; разрабатывать нормативы по уменьшению и переработке отходов, нести расходы при негативном воздействии отходов на окружающую среду, соблюдать требования по разделению отходов по родовому признаку; использовать новейшие технологии переработки отходов, контролировать степень загрязнения окружающей среды; информировать об обращении с отходами, предупреждать аварии при обращении с отходами, предупреждать и устранять чрезвычайные ситуации, при угрозе аварии или ее возникновении информировать об этом государственные органы.

Места размещения отходов устанавливаются на основании норм законодательства, где должен иметь место постоянный контроль состояния окружающей среды государственными органами. Владельцы объектов размещения отходов, обязан контролировать состояние окружающей среды, восстанавливать нарушенные размещением отходов земли.

Недопустимо захоронение и хранение отходов в населенных пунктах, курортных зонах, парках, водных объектах, в местах нахождения полезных ископаемых. Все объекты размещения отходов закрепляются в специальном реестре, установленном Правительством. В иных местах, не состоящих в реестре, нахождение отходов запрещено. Не могут подлежать захоронению отходы с полезными элементами. Твердые отходы не должны применяться для рекультивации земельных участков.

Закон предусматривает очищение муниципальных территорий от отходов на основании законодательных требований.

Физические лица могут отчуждать отходы цветных металлов, используемых на бытовом уровне, согласно требованиям, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели на аналогичных основаниях могут отчуждать металлические лом и отходы. Если у них имеются документы о праве собственности на отходы. Правила обращения с ломом металлов устанавливает Правительство.

В региональные программы обращения с твердыми бытовыми отходами должны быть включены: значения целевых показателей по обращению с твердыми отходами; указание деятельности по обращению с твердыми отходами и их натуральное выражение, сведения о финансировании данных мероприятий.

К основным мероприятиям данной области относятся: создание объектов по работе с отходами, софинансирование создания таких объектов, стремление утилизации отходов, контроль размещения отходов, защита окружающей среды.

Существует государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, где имеют место сведения об обращении с отходами.

В такой системе содержатся сведения: о создании твердых отходов, местах их содержания и накопления, раздельности по родам и классам, объектах переработки коммунальных отходов, договорах в данной области, тарифах, нормативах, измерениях. Физические и юридические лица, работающие с отходами, должны иметь необходимую квалификацию, подтвержденную документально.

О нормировании в действиях с отходами из закона

Нормирование действий с отходами отражены в ст. 18 рассматриваемого закона. В отношении юридических лиц имеются лимиты размещения отходов по классу и характеристике объекта. Холдинги и иные большие предприятия могут устанавливать такие лимиты сами для себя. Более мелкие предприятия, результатом работы которых могут быть бытовые отходы, обязаны предоставить отчет об утилизации.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Законом указаны льготы и сборы по обращению с отходами для минимизации их воздействия на окружающую среду. Все предприятия, деятельность которых влечет создание отходов уплачивают налог за нанесение ущерба природе. При их накоплении за 11 месяцев уплаты не происходит. Если предприятие стремится к уменьшению количества отходов, оно имеет право на получение льготы.

Сбор уплачивают производители и импортеры товаров и упаковки. Размеры экологического налога зависят от затрат на ликвидацию одной единицы массы утилизированной продукции. Для этого ставка экосбора умножается на количество товаров и на утилизационный коэффициент. Экспортные товары не облагаются таким сбором. Юридические лица должны вносить оплату сбора до 15 апреля следующего за расчетным года.

Экологический сбор применяется для практической реализации государственных программ РФ через передачу субсидий субъектам. Субсидии используются для:

  • софинансирование региональных программ в области отходов;
  • при недостаточности средств, уплаченных населением для утилизации ТКО;
  • создание объектов утилизации отходов;
  • утилизацию отходов при создании товаров.

Более подробную информацию дают 23 и 24 Федерального закона.

Плательщиками за вред окружающей среде от отходов являются операторы по обращению с ТКО, а также региональные операторы. Если же при размещении отходов не затрагивается окружающая среда, на нее нет негативного воздействия, такая плата не используется.

Вред окружающей среде от использования отходов может уменьшаться за счет природоохранных мероприятий, специальных сооружений, контроля ее состояния, соблюдения нормативов и законодательных требований. При накоплении отходов для уничтожения в течение одиннадцати месяцев уплата не требуется. Защита окружающей среды от вреда отходов может происходит с помощью взимания тарифов.

Экономическое стимулирование в данной области предусматривает:

  1. Понижения размера платы за вред окружающей среде при использовании технологий по его уменьшению.
  2. Использования амортизации основных производственных фондов.

Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами реализуются на основании законодательства.

Если при производстве упаковки, товаров, имеют место биоразлагаемые отходы, то может применяться стимулирование в виде: налоговых льгот; льгот уплаты за вред окружающей среде, экологического сбора, передачи части федерального и местного бюджета.

Ответственность за неисполнение закона

Неисполнение норм рассматриваемого закона влечет для юридических и физических лиц различные виды ответственности —   дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую. Случаи нарушения закона могут быть обжалованы в суд в исковом порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё о переработке и утилизации отходов
Adblock
detector