Как загрязняется море?

круизный лайнер в море

70% поверхности Земли занимает вода. Мировой океан – одно из самых больших ценностей планеты, так как это 228,5 тысяч биологических видов, формирование климата, обеспечение кислородом, источник сырья, энергии, морепродуктов, транспортный и рекреационный потенциал. Человечество активно, но не всегда бережно, использует этот природный ресурс.

Загрязнение моря крупными судами

Мировой флот – более 50 000 крупных судов. При нормальной эксплуатации танкер ежедневно оставляет после себя 2 т масла, 10 м льяльных вод, 160 т СО (углекислого газа), 4,3 т окисла серы. Добавляются: топливо, содержащее тяжелые металлы, грузы, мусор, бытовые и сточные воды, серный газ, провоцирующий образование кислоты.

авария танкеров в море

Наиболее опасное загрязнение – нефть и нефтяная пленка на воде – слик, мешающий нормальным биологическим и физико-химическим процессам.

Она образуется при аварии танкера. Эксперты Гринпис утверждают, только в России ежегодно разливается 4,5 млн. тонн нефти. Танкеры виновны в 50% случаях слива в море нефтепродуктов.

Самоочищение океана перестало удовлетворять людские потребности. Это создало угрожающую экологическую обстановку, диктующую необходимость принять меры, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов.

Меры по предотвращению загрязнения моря с судов

Чтобы предотвратить катастрофу, ИМО (Международная морская организация) приняла ряд документов, регламентирующих деятельность государств по созданию экологически безопасной обстановки в океане. Один из главных – Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 от 29.12.1972 года.

Согласно документу организуются меры по предотвращению загрязнения моря с судов:

  1. Запрет на слив нефти и сброс шлама, распространяющийся на весь Мировой океан.
  2. Соответствие требованиям непотопляемости и устойчивости к авариям, предъявляемое к танкерам. Например, двойные борта и дно.
  3. Безопасная автоматическая система швартовки для больших судов.
  4. Контроль: фотосъемка и наблюдение патрульными самолетами и государственными органами порта.
  5. Замена топлива на экологически чистые виды – природный газ и водород.
  6. Ввод санкций за нарушение правил, установленных Конвенцией.
  7. Наличие документов по контролю – план мер по борьбе с нефтяным загрязнением, журнал нефтяных операций, операций с мусором.
  8. Право на проверку государством порта соблюдения правил безопасности, документации, знаний экипажа процедур предотвращения загрязнения, наличие пломб на устройствах сброса мусора.
  9. Строительство береговых канализационных сетей.
  10. Оснащение пассажирских судов автономными очистителями сточных вод.

кит

Выполнение пунктов Конвенции привело к положительным результатам – снижению образования нефтяных пятен (1980 год – 36, 1990-2000 – 28, 2000-2008 – 8), улучшению общей экологической обстановки.

Технические средства защиты морской среды от загрязнения

Специальные технические средства защиты морской среды от загрязнения предотвращают и ликвидируют разливы нефти и нефтепродуктов:

  • приемные устройства для водной смеси с судов в портах;
  • качественные трубопроводы, механизмы и устройства для погрузочно-разгрузочных операций;
  • плавучие боны, ограждающие места загрузки, предотвращающие разлив и облегчающие сбор разлитой нефти;
  • оборудование, фильтрующее нефтепродукты: сброс за борт до 15 мг/л. Если доля превышает норму, механизм прекращает сброс автоматически;
  • автоматическая регулировка фаз подачи топлива и распределения газа;
  • система контроля температуры;
  • технические средства контроля качества выходящего газа;
  • дизель-генераторы с переменной частотой вращения.

Использование технических средств защиты приводит к минимизации ущерба морской среде, поэтому переоснащение продолжается.

Обеспечение полной безопасности процессов, связанных с транспортировкой нефти и вредных веществ, тормозится дороговизной проектов.

Предупреждение и предотвращение загрязнение моря с судов мусором

До принятия Конвенции мусор с судов сбрасывался в океан. Теперь суда должны соблюдать установленные правила:

  1. Запрещено засорять морскую воду всеми видами пластмассы и синтетики.
  2. Мусор собирается в специальные емкости для хранения и переработки.
  3. Отходы собираются раздельно: пищевые, пластмассовые, образующиеся после технического обслуживания судна, связанные с нефтепродуктами.

мониторинг качества морской воды

Утилизируется мусор двумя способами: сбор с последующей передачей на берег и переработка на судне. Перерабатывается с помощью инсинератора (сжигание), грохота (измельчение), пресса.

Условия Конвенции выполняются не только странами участниками, но всеми, кто имеет выход к морю. Однако уровень  предупреждения и предотвращения загрязнения моря до сих пор остается неудовлетворительным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector